В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2010 г. №436 «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
планом проведения в Воронежской области Всероссийской информационной
кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой
коммуникации (2013-2014 г.г.) и в целях оказания доступной социально –
психологической помощи детям, родителям и специалистам в случаях
интернет – угроз, а также содействия удалению нежелательного контента
из интернета в случае интернет - угроз, администрация школы размещает на сайте информацию о действующих в Российской Федерации линиях помощи -
«Горячая линия» Центра безопасности интернета в России и Линия помощи
«Дети онлайн»:
И
Н Ф О Р М А Ц И Я о
линиях помощи в случаях Интернет-угроз
«Горячая линия» Центра
безопасного интернета в России
На «Горячую линию» можно попасть
круглосуточно, набрав адрес nedopusti.ru
и saferunet.org
и нажав на красную кнопку «Горячая
линия».
Горячая линия принимает
сообщения по следующим категориям
противоправного контента:
- сексуальная эксплуатация
несовершеннолетних;
- вовлечение детей в сексуальную
деятельность (grooming);
- расизм, национализм, иные
формы ксенофобии;
- киберунижение и кибертравля;
- сцены насилия над детьми;
- пропаганда и распространение
наркотиков;
- пропаганда и публичное
оправдание терроризма.
Отправка сообщения на «Горячую
линию» производится анонимно и бесплатно.
Полученные сигналы рассматриваются
специалистами линии, при наличии
достаточных оснований направляется
уведомление провайдеру о прекращении
оборота противоправного контента, а
также инициируются правоохранительные
процедуры. Если контент расположен за
рубежом, информация передается на
«Горячую линию» страны назначения в
рамках сети INHOPE.
Линия помощи «Дети
онлайн»
Линия помощи «Дети онлайн» —
служба телефонного и онлайн консультирования
для детей и взрослых по проблемам
безопасного использования детьми и
подростками Интернета и мобильной
связи.
Обратиться на Линию помощи
можно:
по телефону 8-800-250-00-15 (с 9 до 18
по рабочим дням, время московское, звонки
по России бесплатные);
по электронной почте
helpline@detionline.com;
на сайте www.detionline.com.
На Линии помощи психологическую
и информационную поддержку оказывают
психологи факультета психологии МГУ
имени М.В. Ломоносова и Фонда развития
Интернет, прошедшие специальную
подготовку по психологическому и
информационному консультированию по
проблемам безопасного использования
детьми и подростками интернета и
мобильной связи.
Сотрудники Линии помощи оказывают
психологическую и информационную помощь
детям и подросткам в ситуациях столкновения
со следующими рисками:
• коммуникационными рисками
(оскорбления и угрозы при общении в
социальных сетях и по переписке,
размещение ложной информации в интернете,
сексуальными домогательствами и др.);
• электронными рисками
(блокирование компьютера вирусом,
интернет-мошенничество, кража личных
данных, взлом и создание подставных
страниц);
• контентными рисками (столкновение
с порнографическим контентом, агрессивными
изображениями, пропагандой нездорового
образа жизни, ненависти, игровыми
сайтами с агрессивными и азартными
играми, нелицензионной продукцией и
др.);
• потребительскими рисками
(интернет и мобильное мошенничество,
потеря денег через Интернет или мобильный
телефон).
Взрослым (родителям и педагогам)
может быть оказана психологическая и
консультативная помощь по вопросам
обеспечения безопасной работы детей в
Интернете (защита от негативного контента
в сети, установление программ родительского
контроля), по вопросам игровой и
Интернет-зависимости, в случаях сложных
и проблемных ситуаций общения детей в
Интернете (в социальных сетях, через
мессенджеры и чаты), когда ребенку
необходимо оказать помощь, а также если
ребенок стал жертвой преследования и
оскорблений в Интернете, столкнулся с
мошенничеством и обманом через Интернет.
Необходимая информация и
рекомендации также находятся на сайте
Дети России Онлайн www.detionline.com в разделе
Линия помощи, где можно найти подробную
информацию, узнать о существующих рисках
и угрозах современного Интернета,
получить рекомендации для детей,
родителей и педагогов о том, как избежать
неприятностей при использовании
Интернета и что нужно делать, если это
все же произошло и пришлось столкнуться
с какой-либо проблемой. Также с сайта
можно написать письмо консультанту
Линии помощи или обратиться за
психологической и информационной
поддержкой в режиме онлайн.
В Управлении Роскомнадзора по Воронежской области по вопросу нарушения Законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию на информационных сайтах, зарегистрированных в качестве средства массовой информации организована горячая линия. Тел.: (473) 252 28 60; адрес электронной почты: rsoc36@rsoc.ru, адрес Управления: г. Воронеж, ул. Куцыгина, д. 29 а. Часы работы понедельник - пятница с 09.00 до 17.00. Ответственный: главный специалист-эксперт Фролова М.В.
И Н Ф О Р М А Ц И Я о линиях помощи в случаях Интернет-угроз «Горячая линия» Центра безопасного интернета в России На «Горячую линию» можно попасть круглосуточно, набрав адрес nedopusti.ru и saferunet.org и нажав на красную кнопку «Горячая линия». Горячая линия принимает сообщения по следующим категориям противоправного контента: - сексуальная эксплуатация несовершеннолетних; - вовлечение детей в сексуальную деятельность (grooming); - расизм, национализм, иные формы ксенофобии; - киберунижение и кибертравля; - сцены насилия над детьми; - пропаганда и распространение наркотиков; - пропаганда и публичное оправдание терроризма. Отправка сообщения на «Горячую линию» производится анонимно и бесплатно. Полученные
сигналы рассматриваются специалистами линии, при наличии достаточных
оснований направляется уведомление провайдеру о прекращении оборота
противоправного контента, а также инициируются правоохранительные
процедуры. Если контент расположен за рубежом, информация передается на
«Горячую линию» страны назначения в рамках сети INHOPE. Интернет-угрозы в практике «Горячей линии» Под контентными Интернет-угрозами
понимается действие в сети Интернет, которое причиняет вред ребенку –
пользователю Интернета путем опубликования или пересылки ребенку некоей
информации, а также Интернет-коммуникация, направленная на причинение вреда собеседнику в Сети. Технические и коммуникационные возможности Интернет-технологий достаточно широки, поэтому список контентных Интернет-угроз достаточно разнообразен. Охват
Интернет-угроз. По средним оценкам, число детей и подростков –
пользователей Интернета в России составляет около 14 млн. человек, из
которых две трети выходят в Интернет ежедневно. Средний возраст начала
самостоятельной работы в Сети для России сейчас составляет 10 лет.
Примерно 30% российских детей, пользующихся Интернетом, проводят в Сети
ежедневно более трех часов в день. Одним из наиболее любимых способов
знакомства с информацией и ее публикации в Сети для детей являются
социальные сети, ярким примером которых является «ВКонтакте». Киберунижение Наиболее
типичной Интернет-угрозой для детей и подростков в настоящее время
является киберунижение – именно данная категория лидирует среди
обращений на «Линию помощи» Центра безопасного Интернета в России. Киберунижение
– это распространение унижающей достоинство конкретного ребенка
информации (изображений, видео, текста) в Интернете, а также
использование Интернета для оскорблений и травли ребенка. Киберунижение
и кибертравля преимущественно встречаются в социальных сетях, на
форумах и в чатах; для кибертравли используются также электронная почта и
онлайн-мессенджеры (например, ICQ). Опасность распространения
унижающей ребенка информации заключается в том, что в отличие от
«обычного» унижения (например, «школьной дедовщины»), сцены,
изображающие сам процесс унижения, распространяются на неограниченный
круг лиц. Таким образом, такие видео или фото могут быть доступны
будущим друзьям и знакомым даже в случае переезда ребенка в другой
город. Еще одна опасность заключается в том, что на данный момент
удалить все экземпляры унижающих текстов или изображений из Интернета
почти невозможно – ничто не мешает кому-то сохранить их на своем
компьютере и опубликовать в Сети повторно даже через несколько лет. Пример:
на «Линию помощи» обратилась мать девочки 11 лет. Ее дочь стала жертвой
унижения со стороны сверстниц – ее и ее подругу сверстницы за некую
«провинность» решили «наказать», поставив их на колени и плевав им в
рот. Сцена была подробно заснята на видеокамеру мобильного телефона и
выложена в социальной сети «ВКонтакте», ссылки были разосланы по
электронной почте учащимся школы, где учится девочка. Предпринятые
действия: матери было рекомендовано подключить дочь к контакту с
психологом Линии. Предоставленная матерью ссылка на унижающий ролик была
передана на «горячую линию по борьбе с противоправным контентом», в
результате чего ролик был заблокирован. Пример:
на Линию помощи обратился мальчик, возраст по его словам 14 лет. Суть
обращения – одноклассники выложили видеозапись издевательств над ним в
одной из социальных сетей. Содержание ролика стало известно в секции,
которую он посещает, после чего изменилось отношение к нему друзей по
секции. Вопрос: что можно сделать для пресечения оборота такого ролика и
можно ли как-то наказать тех, кто этот ролик выложил. Предпринятые
действия: работа консультанта в синхронном режиме. Ссылку на ролик
мальчик переслал на «Горячую линию», оборот ролика прекращен. Вовлечение ребенка в сексуальные действия через Интернет Данная
угроза, по оценкам Линии помощи, является более массовой, чем обращения
жертв съемок детской порнографии. Суть угрозы заключается в том, что с
ребенком в Интернете выходит на контакт некий педофил (нередко
представляющийся сверстником), входит в доверие к ребенку, в ряде
случаев при этом готовя его к сексуальным действиям путем
соответствующих бесед или пересылки сексуально ориентированных
материалов. Целью педофила является реальная встреча для совершения
сексуальных действий или вовлечение ребенка в сексуальные действия через
Интернет посредством веб-камеры. Наиболее популярным местом для «охоты»
онлайн-педофилов за детьми являются социальные сети; дальнейшие
контакты могут осуществляться через онлайн-мессенджер, электронную почту, приватный чат, а также по мобильному телефону. Опасность, как правило, распознается родителями, мониторящими Интернет-активность
ребенка или заметившими опасность в ходе общения с ребенком. Обращения
на Линию помощи в таких случаях, как правило, носят консультационный
характер относительно дальнейших действий родителей в этом случае.
Беседа консультанта с ребенком требуется в случаях необходимости
«выравнивания» поведения ребенка – в частности, когда ребенок считает,
что родители препятствуют его общению с любимым сверстником. Пример:
на Линию помощи обратилась мать девочки 12 лет, обеспокоенная одним из
френдов дочери в социальной сети. Контакт, представлявшийся мальчиком 13
лет, регулярно пересылал дочери ссылки и приглашения в группы той же
социальной сети с контентом сексуально ориентированного характера.
Самостоятельные попытки матери вызвать опасения в дочери вызвали
конфликт. Предпринятые действия: К
контакту в электронной версии «Линии помощи» подключили также дочь.
Консультанту с использованием дополнительных материалов Центра удалось
снять проблемную ситуацию. Вовлечение несовершеннолетних в преступные и экстремистские группировки Не менее актуальной угрозой является вовлечение несовершеннолетних в преступные и экстремистские группировки с использованием Интернета. Опасность
угрозы заключается в трансляции деструктивного мировоззрения подростку и
направления его повседневной деятельности в деструктивное русло. Пример:
на Линию помощи обратился подросток 16 лет. Суть обращения: при общении
на Интернет-форумах был вовлечен в «группу единомышленников» националистического
характера. Для «повышения уровня образованности» получал ссылки на
сайты соответствующей направленности. На определенной стадии
«Интернет-друзья» стали настаивать на его участии в «акциях прямого
действия», то есть в совершении насильственных действий в отношении лиц
неславянских национальностей «в реале». В принципе разделяя
националистические убеждения, подросток не желал участвовать в насильственных действиях, в результате чего стал получать угрозы в свой адрес. Предпринятые
действия: оказаны консультационные услуги, в том числе рекомендован
поиск друзей и единомышленников в объединениях военно-патриотической направленности «в реале». Установлено местонахождение соответствующих Интернет-ресурсов; по линии сети INHOPE информация передана в «горячие линии» двух зарубежных стран для прекращения их доступности. С
другой стороны, нередко за вовлечение в «экстремистские» группы
взрослые воспринимают увлечение молодежными субкультурами неформальной
направленности, в результате чего при оказании консультаций требуется
отграничение проблемы именно вовлечения в преступные и ксенофобские
группировки от иных, схожих по признакам, но отличающихся по сути. Пример:
на Линию помощи обратилась мать девочки 13 лет, проживают в городе с
населением около 150 000 человек. Суть обращения: девочку вовлекли в
хулиганскую преступную группировку, вследствие чего резко сменился стиль
одежды и украшений, поведения, круг друзей. Девочка изменила круг своих
интересов и друзей в Интернете, посещает ресурсы якобы сатанистской
направленности. Предпринятые действия: в
ходе беседы с консультантом выясняется, что девочка увлеклась
субкультурой готов, популярной среди части молодежи, в вандализме или
каких-либо еще антиобщественных действиях не участвовала. Консультант
убедил родителя в том, что опасения родителя относительно вовлечения
ребенка в преступную группировку беспочвенны, предоставил информацию и
ссылки на ресурсы о данной субкультуре. Пропаганда и популяризация потребления наркотиков среди молодежи Набирающей масштабы Интернет-угрозой является использование Интернет-технологий для пропаганды и популяризации потребления наркотиков среди молодежи. На соответствующих Интернет-ресурсах
(сайты бесплатного хостинга, профильные форумы, реже сообщества в
социальных сетях) подросткам предлагаются рецепты изготовления
одурманивающих веществ и смесей из подручных материалов, а также
предоставляется возможность приобретения подобных средств. Опасность
заключается в использовании Интернета для наркотизации подрастающего
поколения (средним возрастом начала потребления наркотиков в России
считается возраст 13 лет), а также в использовании коммуникационных
возможностей Интернета для поддержания общности потребителей
наркотиков, создания «чувства плеча» препятствующего реабилитационным
мероприятиям в отношении несовершеннолетнего потребителя наркотиков. Пример: на «Линию помощи» обратился родитель, обеспокоенный стабильным посещением своим сыном ресурсов пронаркотического
характера. Опасается того, что ребенок близко подошел к употреблению
наркотиков, хотя никаких указывающих на то признаков «в реале» не
обнаружил. Сформулирован вопрос, насколько опасения родителя
справедливы. Предпринятые меры: оказаны информационно-консультационные услуги. Рекомендована беседа ребенка с психологом по месту жительства. Линия помощи «Дети онлайн» Линия
помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для
детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и
подростками Интернета и мобильной связи. Обратиться на Линию помощи можно: по телефону 8-800-250-00-15 (с 9 до 18 по рабочим дням, время московское, звонки по России бесплатные); по электронной почте helpline@detionline.com; на сайте www.detionline.com. На
Линии помощи психологическую и информационную поддержку оказывают
психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда
развития Интернет, прошедшие специальную подготовку по психологическому и
информационному консультированию по проблемам безопасного использования
детьми и подростками интернета и мобильной связи. Сотрудники
Линии помощи оказывают психологическую и информационную помощь детям и
подросткам в ситуациях столкновения со следующими рисками: • коммуникационными
рисками (оскорбления и угрозы при общении в социальных сетях и по
переписке, размещение ложной информации в интернете, сексуальными
домогательствами и др.); • электронными рисками (блокирование компьютера вирусом, интернет-мошенничество, кража личных данных, взлом и создание подставных страниц); •
контентными рисками (столкновение с порнографическим контентом,
агрессивными изображениями, пропагандой нездорового образа жизни,
ненависти, игровыми сайтами с агрессивными и азартными играми,
нелицензионной продукцией и др.); • потребительскими рисками (интернет и мобильное мошенничество, потеря денег через Интернет или мобильный телефон). Взрослым
(родителям и педагогам) может быть оказана психологическая и
консультативная помощь по вопросам обеспечения безопасной работы детей в
Интернете (защита от негативного контента в сети, установление программ
родительского контроля), по вопросам игровой и Интернет-зависимости,
в случаях сложных и проблемных ситуаций общения детей в Интернете (в
социальных сетях, через мессенджеры и чаты), когда ребенку необходимо
оказать помощь, а также если ребенок стал жертвой преследования и
оскорблений в Интернете, столкнулся с мошенничеством и обманом через
Интернет. Необходимая информация и рекомендации также находятся на сайте Дети России Онлайн www.detionline.com
в разделе Линия помощи, где можно найти подробную информацию, узнать о
существующих рисках и угрозах современного Интернета, получить
рекомендации для детей, родителей и педагогов о том, как избежать
неприятностей при использовании Интернета и что нужно делать, если это
все же произошло и пришлось столкнуться с какой-либо проблемой. Также с
сайта можно написать письмо консультанту Линии помощи или обратиться за
психологической и информационной поддержкой в режиме онлайн. Интернет-угрозы в практике Линии помощи «Дети онлайн» Обращения по электронным рискам К самым частым жалобам из числа электронных рисков относится интернет-мошенничество.
Например, при отправке смс-сообщения на короткий номер со счетов
мобильных телефонов списываются гораздо большие суммы денег, чем указано
на рекламном баннере, или при блокировании компьютера рекламным
баннером требуется отправить платное смс-сообщение для разблокировки, но
деньги со счетов списываются, а компьютер остается неразблокированным. Пример:
на Линию помощи позвонила женщина и сообщила, что на аккаунт ее дочери в
социальной сети Одноклассники.ru пришло сообщение о том, что для
предотвращения блокирования ее аккаунта якобы за рассылку спама нужно
отправить смс на определенный номер. После того, как ее дочь отправила
смс, с телефонного счета была списана сумма 300 руб. Что можно
предпринять в этом случае: кому пожаловаться, как вернуть деньги и как
защититься в дальнейшем от подобных угроз? На
втором месте по частоте обращений – создание подставных страниц, кража
личной информации, размещенной в социальных сетях (имя, фотография,
адрес, телефон, список контактов) и использование ее для создания
страниц-клонов. Часто такие подставные страницы сопровождаются угрозами,
а также ложной и оскорбительной информацией о владельце страницы. Пример:
женщина просит консультантов Линии помощи дать совет относительно того,
куда обращаться, если аккаунт ее дочери на сайте Одноклассники.ru
взломан, и с него в адрес самой женщины приходят угрозы и оскорбления.
Она подчеркнула, что администрация сайта Одноклассники.ru готова
разбираться, если будет запрос из МВД о возбуждении уголовного дела по
факту преступления. Обращения по коммуникационным рискам Наибольшее
количество обращений от детей и подростков, вошедших в категорию
рисков, связанных с использованием электронных способов коммуникации,
связаны со звонками о кибербуллинге. Школьники получали оскорбительные
сообщения в свой адрес на страницах социальных сетей и различных
сообществ. Чаще всего такие послания приходили от незнакомых людей,
однако были случаи получения оскорблений и угроз от людей, с которыми
они были знакомы в реальной жизни. Примеры:
на Линию помощи обратилась девушка 14-ти лет. На сайте социальной сети
«ВКонтакте» ей в течение 2 часов пишет нецензурные сообщения с
оскорблениями незнакомый пользователь, который предлагал ей добавить его
в друзья, но она не согласилась. Девушка просит совета, как можно
избавиться от неприятного контакта? на
Линию за помощью обратилась женщина: на странице социальной сети Мой Мир
в аккаунт ее пятилетней дочери пишут неприличные сообщения. Спрашивает,
как успокоить ребенка и объяснить ей ситуацию и как заблокировать
доступ к ее странице для посторонних. Часть
обращений, отнесенных к категории «Негативные переживания» и включающих
в себя запрос на психологическую помощь, не всегда связана c
проблемами, возникающими при использовании глобальной сети. Поэтому
такие обращения по возможности переадресуются сотрудниками Линии в
специализированные психологические службы. Большое количество звонков поступает от родителей с рассказами о переписке незнакомых взрослых людей с их несовершеннолетними детьми: незнакомцы представлялись ровесниками и входили в контакт со школьниками, после непродолжительного
общения предлагали встретиться, а если получали отказ, то в адрес детей
летели оскорбления. Цели таких встреч чаще всего носили сексуальный
характер. Очень часто дети в процессе беседы успевали рассказать о себе
довольно много личной информации и поздно ставили в известность о том,
что случилось, своих родителей. В результате, избавиться от
домогательств таких людей было еще сложнее – преследования приобретали
разносторонний характер (оскорбления могли приходить уже на мобильный
телефон). Пример:
на Линию помощи обратилась мама 10-летней девочки, которую в переписке
преследует мужчина. Жертва не только она, но и ее одноклассница: они
получают угрозы физической расправы, изнасилования. Девочек шантажируют
тем, что выложат неприличные фото в Интернете, если они не согласятся на
встречу в ближайшее время. Обращения по контентным рискам Подавляющая часть обращений о столкновении с неподобающим Интернет-контентом связана с контентом порнографического
характера, зачастую появляющимся на сайтах, предназначенных именно для
детей. Иногда это сочетается с рисками электронного характера, когда в
результате компьютер или доступ в интернет могли быть заблокированы. Примеры: на
Линию помощи позвонила женщина. Она нашла в контакте видео с участием
детей, содержащее агрессию, насилие. Спрашивала, кто может это удалить и
накажут ли этих людей. По ее словам, она испытала эмоциональный шок; на
электронный адрес Линии помощи пришло сообщение со ссылкой на онлайн
игры агрессивного и жестокого содержания, где также вынуждают к трате
денежных средств, например, покупкам опций для возможности продолжения
игры. В ряде случаев сотрудники Линии
помощи перенаправляют поступивший запрос или рекомендует позвонившим
самим обратиться в другие организации, с которыми сотрудничает служба
«Дети онлайн». К ним относятся: специализированные телефоны
доверия, горячие Линии (в частности, Горячая Линия по приему сообщений о
детской порнографии Фонда «Дружественный Рунет»), службы
психологической и социальной помощи, органы МВД (в частности, управление
«К», которое занимается расследованиями в области кибер-преступности).
|