И Н Ф О Р М А Ц И Я
о линиях помощи в случаях Интернет-угроз
«Горячая линия» Центра безопасного интернета в России
На «Горячую линию» можно попасть круглосуточно, набрав адрес nedopusti.ru и saferunet.org и нажав на красную кнопку «Горячая линия».
Горячая линия принимает сообщения по следующим категориям противоправного контента:
- сексуальная эксплуатация
несовершеннолетн
- вовлечение детей в сексуальную деятельность (grooming);
- расизм, национализм, иные формы ксенофобии;
- киберунижение и кибертравля;
- сцены насилия над детьми;
- пропаганда и распространение наркотиков;
- пропаганда и публичное оправдание терроризма.
Отправка сообщения на «Горячую линию» производится анонимно и бесплатно.
Полученные сигналы рассматриваются
специалистами линии, при наличии
достаточных оснований направляется
уведомление провайдеру о прекращении
оборота противоправного контента, а
также инициируются правоохранительн
Линия помощи «Дети онлайн»
Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи.
Обратиться на Линию помощи можно:
по телефону 8-800-250-00-15 (с 9 до 18 по рабочим дням, время московское, звонки по России бесплатные);
по электронной почте
helpline@detionl
на сайте www.detionline.c
На Линии помощи психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда развития Интернет, прошедшие специальную подготовку по психологическому и информационному консультированию по проблемам безопасного использования детьми и подростками интернета и мобильной связи.
Сотрудники Линии помощи оказывают психологическую и информационную помощь детям и подросткам в ситуациях столкновения со следующими рисками:
• коммуникационным
• электронными рисками
(блокирование компьютера вирусом,
интернет-мошенни
• контентными рисками (столкновение с порнографическим контентом, агрессивными изображениями, пропагандой нездорового образа жизни, ненависти, игровыми сайтами с агрессивными и азартными играми, нелицензионной продукцией и др.);
• потребительскими рисками (интернет и мобильное мошенничество, потеря денег через Интернет или мобильный телефон).
Взрослым (родителям и педагогам)
может быть оказана психологическая и
консультативная помощь по вопросам
обеспечения безопасной работы детей в
Интернете (защита от негативного контента
в сети, установление программ родительского
контроля), по вопросам игровой и
Интернет-зависим
Необходимая информация и
рекомендации также находятся на сайте
Дети России Онлайн www.detionline.c
В Управлении Роскомнадзора по Воронежской области по вопросу нарушения Законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию на информационных сайтах, зарегистрированн
Тел.: (473) 252 28 60; адрес электронной почты: rsoc36@rsoc.ru,
адрес Управления: г. Воронеж, ул. Куцыгина, д. 29 а.
Часы работы понедельник - пятница с 09.00 до 17.00.
Ответственный: главный специалист-экспе
И Н Ф О Р М А Ц И Я
о линиях помощи в случаях Интернет-угроз
«Горячая линия» Центра безопасного интернета в России
На «Горячую линию» можно попасть круглосуточно, набрав адрес nedopusti.ru и saferunet.org и нажав на красную кнопку «Горячая линия».
Горячая линия принимает сообщения по следующим категориям противоправного контента:
- сексуальная эксплуатация несовершеннолетн
- вовлечение детей в сексуальную деятельность (grooming);
- расизм, национализм, иные формы ксенофобии;
- киберунижение и кибертравля;
- сцены насилия над детьми;
- пропаганда и распространение наркотиков;
- пропаганда и публичное оправдание терроризма.
Отправка сообщения на «Горячую линию» производится анонимно и бесплатно.
Полученные
сигналы рассматриваются специалистами линии, при наличии достаточных
оснований направляется уведомление провайдеру о прекращении оборота
противоправного контента, а также инициируются правоохранительн
Интернет-угрозы в практике «Горячей линии»
Под контентными Интернет-угрозам
Охват Интернет-угроз. По средним оценкам, число детей и подростков – пользователей Интернета в России составляет около 14 млн. человек, из которых две трети выходят в Интернет ежедневно. Средний возраст начала самостоятельной работы в Сети для России сейчас составляет 10 лет. Примерно 30% российских детей, пользующихся Интернетом, проводят в Сети ежедневно более трех часов в день. Одним из наиболее любимых способов знакомства с информацией и ее публикации в Сети для детей являются социальные сети, ярким примером которых является «ВКонтакте».
Киберунижение
Наиболее типичной Интернет-угрозой для детей и подростков в настоящее время является киберунижение – именно данная категория лидирует среди обращений на «Линию помощи» Центра безопасного Интернета в России.
Киберунижение – это распространение унижающей достоинство конкретного ребенка информации (изображений, видео, текста) в Интернете, а также использование Интернета для оскорблений и травли ребенка.
Киберунижение
и кибертравля преимущественно встречаются в социальных сетях, на
форумах и в чатах; для кибертравли используются также электронная почта и
онлайн-мессендже
Пример: на «Линию помощи» обратилась мать девочки 11 лет. Ее дочь стала жертвой унижения со стороны сверстниц – ее и ее подругу сверстницы за некую «провинность» решили «наказать», поставив их на колени и плевав им в рот. Сцена была подробно заснята на видеокамеру мобильного телефона и выложена в социальной сети «ВКонтакте», ссылки были разосланы по электронной почте учащимся школы, где учится девочка.
Предпринятые действия: матери было рекомендовано подключить дочь к контакту с психологом Линии. Предоставленная матерью ссылка на унижающий ролик была передана на «горячую линию по борьбе с противоправным контентом», в результате чего ролик был заблокирован.
Пример: на Линию помощи обратился мальчик, возраст по его словам 14 лет. Суть обращения – одноклассники выложили видеозапись издевательств над ним в одной из социальных сетей. Содержание ролика стало известно в секции, которую он посещает, после чего изменилось отношение к нему друзей по секции. Вопрос: что можно сделать для пресечения оборота такого ролика и можно ли как-то наказать тех, кто этот ролик выложил.
Предпринятые действия: работа консультанта в синхронном режиме. Ссылку на ролик мальчик переслал на «Горячую линию», оборот ролика прекращен.
Вовлечение ребенка в сексуальные действия через Интернет
Данная
угроза, по оценкам Линии помощи, является более массовой, чем обращения
жертв съемок детской порнографии. Суть угрозы заключается в том, что с
ребенком в Интернете выходит на контакт некий педофил (нередко
представляющийся сверстником), входит в доверие к ребенку, в ряде
случаев при этом готовя его к сексуальным действиям путем
соответствующих бесед или пересылки сексуально ориентированных
материалов. Целью педофила является реальная встреча для совершения
сексуальных действий или вовлечение ребенка в сексуальные действия через
Интернет посредством веб-камеры. Наиболее популярным местом для «охоты»
онлайн-педофилов за детьми являются социальные сети; дальнейшие
контакты могут осуществляться через онлайн-мессендже
Опасность, как правило, распознается родителями, мониторящими Интернет-активно
Пример: на Линию помощи обратилась мать девочки 12 лет, обеспокоенная одним из френдов дочери в социальной сети. Контакт, представлявшийся мальчиком 13 лет, регулярно пересылал дочери ссылки и приглашения в группы той же социальной сети с контентом сексуально ориентированного характера. Самостоятельные попытки матери вызвать опасения в дочери вызвали конфликт.
Предпринятые действия: К контакту в электронной версии «Линии помощи» подключили также дочь. Консультанту с использованием дополнительных материалов Центра удалось снять проблемную ситуацию.
Вовлечение несовершеннолетн
Не менее актуальной угрозой является вовлечение несовершеннолетн
Пример:
на Линию помощи обратился подросток 16 лет. Суть обращения: при общении
на Интернет-форумах был вовлечен в «группу единомышленников
Предпринятые
действия: оказаны консультационные услуги, в том числе рекомендован
поиск друзей и единомышленников в объединениях военно-патриотич
С другой стороны, нередко за вовлечение в «экстремистские» группы взрослые воспринимают увлечение молодежными субкультурами неформальной направленности, в результате чего при оказании консультаций требуется отграничение проблемы именно вовлечения в преступные и ксенофобские группировки от иных, схожих по признакам, но отличающихся по сути.
Пример: на Линию помощи обратилась мать девочки 13 лет, проживают в городе с населением около 150 000 человек. Суть обращения: девочку вовлекли в хулиганскую преступную группировку, вследствие чего резко сменился стиль одежды и украшений, поведения, круг друзей. Девочка изменила круг своих интересов и друзей в Интернете, посещает ресурсы якобы сатанистской направленности.
Предпринятые действия: в ходе беседы с консультантом выясняется, что девочка увлеклась субкультурой готов, популярной среди части молодежи, в вандализме или каких-либо еще антиобщественных действиях не участвовала. Консультант убедил родителя в том, что опасения родителя относительно вовлечения ребенка в преступную группировку беспочвенны, предоставил информацию и ссылки на ресурсы о данной субкультуре.
Пропаганда и популяризация потребления наркотиков среди молодежи
Набирающей масштабы Интернет-угрозой является использование Интернет-техноло
Пример: на «Линию помощи» обратился родитель, обеспокоенный стабильным посещением своим сыном ресурсов пронаркотическог
Предпринятые меры: оказаны информационно-ко
Линия помощи «Дети онлайн»
Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи.
Обратиться на Линию помощи можно:
по телефону 8-800-250-00-15 (с 9 до 18 по рабочим дням, время московское, звонки по России бесплатные);
по электронной почте helpline@detionl
на сайте www.detionline.c
На Линии помощи психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда развития Интернет, прошедшие специальную подготовку по психологическому и информационному консультированию по проблемам безопасного использования детьми и подростками интернета и мобильной связи.
Сотрудники Линии помощи оказывают психологическую и информационную помощь детям и подросткам в ситуациях столкновения со следующими рисками:
• коммуникационным
• электронными рисками (блокирование компьютера вирусом, интернет-мошенни
• контентными рисками (столкновение с порнографическим контентом, агрессивными изображениями, пропагандой нездорового образа жизни, ненависти, игровыми сайтами с агрессивными и азартными играми, нелицензионной продукцией и др.);
• потребительскими рисками (интернет и мобильное мошенничество, потеря денег через Интернет или мобильный телефон).
Взрослым
(родителям и педагогам) может быть оказана психологическая и
консультативная помощь по вопросам обеспечения безопасной работы детей в
Интернете (защита от негативного контента в сети, установление программ
родительского контроля), по вопросам игровой и Интернет-зависим
Необходимая информация и рекомендации также находятся на сайте Дети России Онлайн www.detionline.c
Интернет-угрозы в практике Линии помощи «Дети онлайн»
Обращения по электронным рискам
К самым частым жалобам из числа электронных рисков относится интернет-мошенни
Пример: на Линию помощи позвонила женщина и сообщила, что на аккаунт ее дочери в социальной сети Одноклассники.ru пришло сообщение о том, что для предотвращения блокирования ее аккаунта якобы за рассылку спама нужно отправить смс на определенный номер. После того, как ее дочь отправила смс, с телефонного счета была списана сумма 300 руб. Что можно предпринять в этом случае: кому пожаловаться, как вернуть деньги и как защититься в дальнейшем от подобных угроз?
На втором месте по частоте обращений – создание подставных страниц, кража личной информации, размещенной в социальных сетях (имя, фотография, адрес, телефон, список контактов) и использование ее для создания страниц-клонов. Часто такие подставные страницы сопровождаются угрозами, а также ложной и оскорбительной информацией о владельце страницы.
Пример: женщина просит консультантов Линии помощи дать совет относительно того, куда обращаться, если аккаунт ее дочери на сайте Одноклассники.ru взломан, и с него в адрес самой женщины приходят угрозы и оскорбления. Она подчеркнула, что администрация сайта Одноклассники.ru готова разбираться, если будет запрос из МВД о возбуждении уголовного дела по факту преступления.
Обращения по коммуникационным рискам
Наибольшее количество обращений от детей и подростков, вошедших в категорию рисков, связанных с использованием электронных способов коммуникации, связаны со звонками о кибербуллинге. Школьники получали оскорбительные сообщения в свой адрес на страницах социальных сетей и различных сообществ. Чаще всего такие послания приходили от незнакомых людей, однако были случаи получения оскорблений и угроз от людей, с которыми они были знакомы в реальной жизни.
Примеры: на Линию помощи обратилась девушка 14-ти лет. На сайте социальной сети «ВКонтакте» ей в течение 2 часов пишет нецензурные сообщения с оскорблениями незнакомый пользователь, который предлагал ей добавить его в друзья, но она не согласилась. Девушка просит совета, как можно избавиться от неприятного контакта?
на Линию за помощью обратилась женщина: на странице социальной сети Мой Мир в аккаунт ее пятилетней дочери пишут неприличные сообщения. Спрашивает, как успокоить ребенка и объяснить ей ситуацию и как заблокировать доступ к ее странице для посторонних.
Часть
обращений, отнесенных к категории «Негативные переживания» и включающих
в себя запрос на психологическую помощь, не всегда связана c
проблемами, возникающими при использовании глобальной сети. Поэтому
такие обращения по возможности переадресуются сотрудниками Линии в
специализированн
Большое количество звонков поступает от родителей с рассказами о переписке незнакомых взрослых людей с их несовершеннолетн
Пример: на Линию помощи обратилась мама 10-летней девочки, которую в переписке преследует мужчина. Жертва не только она, но и ее одноклассница: они получают угрозы физической расправы, изнасилования. Девочек шантажируют тем, что выложат неприличные фото в Интернете, если они не согласятся на встречу в ближайшее время.
Обращения по контентным рискам
Подавляющая часть обращений о столкновении с неподобающим Интернет-контент
Примеры: на Линию помощи позвонила женщина. Она нашла в контакте видео с участием детей, содержащее агрессию, насилие. Спрашивала, кто может это удалить и накажут ли этих людей. По ее словам, она испытала эмоциональный шок;
на электронный адрес Линии помощи пришло сообщение со ссылкой на онлайн игры агрессивного и жестокого содержания, где также вынуждают к трате денежных средств, например, покупкам опций для возможности продолжения игры.
В ряде случаев сотрудники Линии
помощи перенаправляют поступивший запрос или рекомендует позвонившим
самим обратиться в другие организации, с которыми сотрудничает служба
«Дети онлайн». К ним относятся: специализированн